Другие личности мира музыки


Друзья, давайте сразу договоримся, что хотя данный материал и попал в категорию “Музыка/Исполнители“, однако сегодня мы будем говорить о Человеке. Не хочется разбирать такую всесторонне развитую личность в каких-то рамках. Тем более, что сам Скрябин не любил обобщения и т.п.


Содержание


Моя история знакомства с Кузьмой

Андрей Викторович Кузьменко – настоящая легенда, с которым я имел честь быть знакомым. Более того, считал и до сих пор считаю его своим единственным кумиром. Хотя при общении с ним сразу понимаешь, насколько это простой и широкой души человек.

Не важно, кто стоял перед ним – дворник или президент. Со всеми он вёл себя так, как они того заслуживали. Что касается меня, то с Кузьмой мы познакомились в кафе. Точнее, я преследовал его после концерта в одном из ТЦ, словно юный Штирлиц.

На руках у меня была его книга “Я, Победа и Берлин”, а также телефон, расписанный на всю заднюю крышку его автографом. Однако назвать знакомством тот момент, когда за несколько месяцев до этого Андрей просто подписался на моём смартфоне – уж слишком громко звучало бы.

Помню, как потом ещё бережно прозрачным скотчем заклеивал ту часть тела аппарата, чтобы слой маркера не растёрся со временем. Именно он послужил для меня визитной карточкой в тот день в кафе. Я подошел к Скрябину, сидящему за столом с кружкой пива, поздоровался и просто показал свой телефон.

Мой кумир был польщён таким знаком внимания и протянул мне кулак, чтобы я ударил по нему уже своим. Ребята, это было настолько круто… Ты подходишь к единственному человеку на земле, которого искренне считаешь гением. И вы уже при первой встрече с ним приветствуете друг друга словно давние друзья. Такие эмоции не купить ни за какие деньги.

Я протянул ему книгу, сказав при этом, что прочёл её полностью и она мне очень понравилась. “Дякую, братику” – поблагодарил меня Андрей Викторович и спросил моё имя. Тогда он подписал своё творение следующим образом: “Бодя, живи так, щоб було що згадати 🙂 Кузя”. И мы обнялись, сделав при этом совместное фото.

Так, немного поболтав в дружеской атмосфере, я попрощался, чтобы вновь увидится через полгода. А если точно – 31 марта 2014-го. Это были первые тёплые весенние деньки и Кузьмич собирал пресс-конференцию со студентами.

Я пришёл за полчаса до начала встречи. Скучать не пришлось, поскольку довелось помогать ребятам расставлять стулья по залу. Время шло, помещение наполнялось людьми, а виновника торжества всё не было. Но вот – Кузьма вошел и мы ему зааплодировали. Он запустил в нас меткую интро-шутку и мы сразу же забыли, что он опоздал на каких-то смехотворных 30 минут.

После этого у него зазвонил телефон, а на рингтоне звучала песня PM Dawn “Set Adrift On Memory Bliss “. Пресс-конференция началась. Громом посыпались банальные вопросы, на которые Андрей Викторович уже неоднократно отвечал в своих интервью.

Нужно отдать ему должное за то, как спокойно и приветливо он отвечал на эти заезженные темы. Я же терпел целый час, поскольку мне впервые предстояло разговаривать со своим единственным кумиром в тысячном зале. Да и вообще – спикерство на большую аудиторию пока что трудно мне даётся.

Однако, собравшись с силами, я произнёс свой первый вопрос:”У тебя на звонке стоит песня PM Dawn. А в твоей композиции 1991-го года “Шось зимно” есть слова “Я дурію з PM Dawn”. Так вот, неужели это твоя любимая группа?”.

Зал притих и люди начали пересматриваться между собой. Да, ребята. Нужно же было как-то разбавить эту атмосферу банальности каким-то оригинальным вопросом. И хотя я уже наперёд знал ответ Кузьмы, однако прекрасно понимал, что теперь движ пойдёт повеселее.

Пошло слово за слово. И так, следующие несколько часов в помещении, по большей части, звучал наш с Андреем диалог. Апогеем стала моя речь, где я поблагодарил Скрябина и выразил своё уважение ему за мужественность высказываться искренне и категорично, даже если это не всем по душе. Ведь подобное качество сейчас почти нигде не встретишь – один фальшь да двуличие.

Сюрпризом для меня стало то, как публика приняла мои слова. В жизни мне нелегко даже обычный тост выговорить, однако присутствие Андрея полностью избавило меня от волнения. Весь зал зааплодировал (я вообще этого не ожидал), а он с понимающим взглядом кивнул мне и по-доброму улыбнулся.

Тогда меня посетила неоднозначная мысль. Казалось, будто я сказал Кузьме всё, что должен он был от меня услышать. И вот, через десять месяцев его не стало… Зато и от Андрея ко мне пришел чёткий посыл, который вы можете услышать на записи нашего разговора.

Для себя я почерпнул то, что нужно иметь базу на основании авторитетных людей из своей области деятельности, однако при этом рваться становиться собой. То есть не идти на поводу в исконно советского мышления, которое до сих пор во многих живет.

Я имею ввиду копирование идеи с Запада, чтобы потом реализовать её у нас. Хотя посмотрите на Потапа и Настю Каменских – они явно с ироничной улыбкой бы отреагировали на мою позицию. Хотя сам Кузьма признал, что Потап очень умный парень с широким кругозором. Я так же ничего не имею против него. Человек нашёл несложную формулу, по которой можно добиться успеха и воплотил её жизнь. Так что в этом он красавчик.

Поэтому я не говорю, что это не работает. Просто лично мне было бы неинтересно жить по подобным схемам. Уж лучше делать что-то своё, пусть и за гонорар поскромнее. Но вернёмся к теме. Среди не самых заезженных примеров могу привести Агутина и Эл Ди Меола. Просто загуглите последнего и вы поймёте о чем я.

Аналогично подобных историй хватает и в бизнесе. Именно поэтому я с самого рождения проекта Smart2000s стремлюсь дать аудитории что-то новое, ранее не виденное. Да, иногда оно не заходит, а временами наоборот – отлично воспринимается публикой. Это и есть тот путь становления оригинального продукта, о котором Андрей рассказывает мне на видео.

После пресс-конференции Скрябин подарил мне билет на концерт-премьеру альбома (который, как окажется, станет его последним при жизни). Приятно, что на обложке мне посчастливилось увидеть своё фото в миниатюре.

Дело в том, что за несколько месяцев до релиза Андрей попросил фанатов прислать свои фото ему на электронную почту. Потом дизайнеры сложили их в красивую цифру 25. Именно столько исполнялось лет группе Скрябин в 2014 году.

Так, я уходил с пресс-конференции в настроении, которое на данный момент смело могу назвать самым счастливым в моей жизни. Вот шёл по улице, а в голове словно миллионы эндорфинов творили фейерверк. Друзья, искренне желаю вам тоже почувствовать подобные эмоции.

В общем, Кузьма был “своим чуваком”. Он никогда не подхватывал звёздную болезнь. Андрей всегда давал людям любых возрастов и статусов возможность говорить с ним на “ты”.

Я так акцентирую на этом, потому что сейчас со всех щелей лезут индивиды, которые хоть и на слуху, но по факту и гроша ломанного не стоят. Зато на интервью и с фанатами ведут себя словно они короли. А нам, простым смертным, очень посчастливилось, что имеем честь их лицезреть.

Например, всю зиму 2015-го я работал над своим треком “Welcome to Neverland”, которое сейчас звучит на фоне множества моих видео. Параллельно начал знакомиться с песнями от The Maneken. Несколько работ мне пришлись по вкусу и я написал Жене (он же, кстати, продюсер Onuka).

В письме детально разложил чем именно меня задели его треки и в конце кое-что попросил. Я сказал, что если у него будет время и желание, то я был бы очень благодарен за хотя бы несколько секунд прослушивания моей песни.

Он прочёл письмо, однако не ответил. “Хорошо” – подумал я. Ну занят человек. Я всё понимаю. Однако когда я увидел его интервью и как он пафосно и свысока рассказывает о себе – сразу охладел к его персоне.

Или другой пример – Якив Матвийчук. Это основатель фестиваля Zaxid, на котором я тусил пять лет подряд. В первые годы фест был реально одним из лучших в стране, однако в определённый момент организаторы откровенно “зажрались”.

В принципе, ещё с первых посещений я понял, что ЧСВ у этого Якова зашкаливает. То он выбежит на сцену танцевать с группой, словно он какая-то звезда. То ведущие заставляют толпу поздравлять его с днём рождения. Причём явно было видно, что народу всё равно. Но ребята с микрофоном распинались несколько минут, чтобы хоть как-то оправдаться перед основным организатором.

Помню, как-то в группе в соц.сетях высказался о том, кого бы хотел видеть в следующий раз среди выступающих. В ответ мне Яков сказал:”Организуешь свой фестиваль – пригласишь”. Очевидно, что в его понимании он так показывал, какой он красавчик, а я – “дно”.

Однако я воспринял это как действительно хорошую мысль, которая вот уже зреет во мне несколько лет. Надеюсь, что-то с ней все-таки получиться. Однако сейчас не об этом.

Недавно я окончательно решил, что фестиваль без шансов скатился. Тогда написал, что благодарю фест за эти пять лет и прекрасный концерт Скрябина в 2013 году, который по сей день считаю лучшим в моей жизни. Однако меня уже вновь не ждите. Ответа не было – меня просто отправили в чёрный список.

Вот такое пофигистическое отношение к лояльным посетителям, которые искренне хотят помочь. Яков привил и другим организаторам такой ход мыслей. У них вместе пошла тенденция отвечать желчью и слюнями на конструктивную критику (либо, как вышло со мной, попросту блокировать пользователей). Это вместо того, чтобы прислушаться и улучшать своё детище.

Этим примером я хочу показать вам, друзья, насколько важно внимательно относится к обратной связи от вашей аудитории. В какой бы сфере вы не работали. Посмотрите на Андрея Кузьменко – этот Якив ему в уборщики не годится, однако Кузьмич вёл себя намного скромнее и дружелюбнее.

При живом Скрябине мне даже как-то снился сон, как мы вместе развлекаемся в палаточном городке фестиваля. Проснувшись, я подумал, что это вполне может и воплотится в жизнь. Серьёзно. Вот настолько открытым человеком был Андрей.

Ещё помню, как осенью 2013-го пришел на концерт группы Скрябин. После ребят должна была выступать Лобода. И перед началом своего, с позволения сказать, “пения” она извергла из своего рта вот такую фразу:”Ну что, народ, вас уже хорошо разогрели?”.

Сказать, что у меня “бомбануло” – ничего не сказать. Ведь вся дискография этой особи даже одной песни Андрея Викторовича не стоила, а она уже разбрасывалась такими словами.

Уверен, что подобные прямые высказывания породят критику в мой адрес. Однако Андрей был такой же – искренний и не лез за словом в карман. Наконец, именно за это качество я успел его поблагодарить перед тысячным залом.

Что касается Лободы – оставлю это на её совести. Тем более, Кузьма сам не раз говорил, что в шоу-бизнесе мало по-настоящему стоящих людей. Так что большим открытием этот инцидент для меня стал, однако всё равно смог тронуть за живое.

Также я люто негодовал от лицемерия, когда Скрябину посмертно вручали Народного артиста. “Почему? Ведь это знак уважения” – скажете вы. Но при жизни Кузьма всячески стебался над этим званием и всегда говорил, что никогда не хотел бы его получить.

Ну а вручающим другой вопрос:”Где же вы были, когда этот гений топтал землю и более двадцати лет творил шедевры? А теперь идите прямо и далеко со своими почестями”.

Андрей до боли знаком множеству людей. Даже тем, кто с ним в жизни никогда не общался. Его творчество дарило целый букет почвы и для размышлений, и для эмоций. А когда его не стало, то у миллионов человек было чувство, словно умер их очень близкий приятель.

Ни разу на моей памяти не было такой масштабной церемонии прощания. Практически в каждом, даже самом маленьком, городе люди приносили свечи к портрету Кузьмы и пели под гитару его песни.

Детство и юность

Родилась будущая легенда 17 августа 1968 года. Как любил шутить Андрей Викторович, из-за этого ему посчастливилось побывать на фестивале Woodstock-1969. А тусить там приходилось пребывая в пелёнках.

Рос Кузьма в интеллигентой семье. Мама преподавала музыку, а отец был инженером и любил физкультуру. Благодаря влиянию родителей Андрей получил и музыкальное образование по классу фортепиано, и стал кандидатом в мастера спорта по биатлону.

Жила семья в Львовской области. Сначала в Самборе, а потом переехала в городишко Новояворовск (сам музыкант любил звать его Новоеврейском). Близость к Европе оставила свой отпечаток на музыкальных предпочтениях Скрябина.

Дело в том, что на крышах многоэтажек отлично ловило польское радио. Позже Андрей даже напишет песню “На даху добре”, посвящённую именно этому этапу его жизни. Тогда они с ребятами вылезали на самые необычайные точки, чтобы словить нужную радиоволну. По тем станциям крутили музыку, от которой у меня просто мурашки по коже. Это новая волна и синтпоп.

Да что тут скрывать, именно благодаря Кузьме у меня началась симпатия к этим направлениям. Ведь они составляют львиную долю материала раннего творчества группы, которое я считаю лучшим явлением в истории украинской музыки.

Однако вернёмся пока в восьмидесятые. Тогда практически весь СССР слушал Цоя. Однако не многие знали, что тот вдохновлялся The Cure. Да и вообще о существовании такой группы мало кто слышал. А у Андрея даже был товарищ Штурма Андрей с кликухой Кьюр (логично, что такое прозвище ему дали за то, что он тащился от этой банды).

О нём он как-то даже упоминал в своей книге “Я, Победа и Берлин”. Кстати, я видел Кьюра на концерте Кузьмы 17 августа 2013 года. То есть на 45-й день рождения Андрея Викторовича. Между прочим, Андрей Штурма успел даже в 1991 году побывать участником группы в роли клавишника и гитариста.

Ну а самое большое влияние на юного парня оказали Depeche Mode. Хотя и в общем ему повезло застать золотую эру музыки целиком. Рекомендую послушать его личное радио, которое вещает и по сей день. Там собрано множество вкуснейших композиций того периода.

Профессиональный дебют и период до начала нулевых

Несмотря на провинциальность Новояворовска, во времена “перестройки” это был один из самых продвинутых городов в плане ознакомления молодёжи с западной музыкой. Благодаря польскому радио ребята слушали “струёвые” треки, которые были недоступны большинству населения СССР. Из-за этого в городишке разросся целый оазис групп.

И вот так, зная друг друга в лицо, молодёжь вместе не только тусила, но и создавала неплохо звучащие вещи. А в 1988 году в Новояворовске появляется студия “Sпати”. Тогда Андрей занимался сольными проектами, а также параллельно участвовал в нескольких группах.

Первый состав команды Скрябин собрался в 1989 году из участников других распавшихся коллективов, работавших на ранее упомянутой студии. Итак, пионеры группы:

  • Андрей “Кузьма” Кузьменко – вокал, тексты, музыка;
  • Ростислав “Рой” Домишевский – бас-гитара, тексты, музыка;
  • Сергей “Шура” Гера – клавишные;
  • Игорь Яцышин – ударные;
  • Александр “Скряба” Скрябин – звукорежиссура.

Как вы уже поняли, коллектив был назван в честь последнего товарища. По словам Кузьмы, сначала Александр даже обижался из-за этого. Группа Скрябин со Скрябиным в составе просуществовала до 1995 года.

Что касается остальных участников, то Андрей Яцышин погиб от рук отчима в 1990 году. Сергей и Ростислав оставались в коллективе до излома веков. После их ухода долгое время отношения между ними и Андреем были достаточно холодными.

Однако я специально искал в разных интервью первой половины 2010-х мысли Кузьмы насчёт Роя и Шуры. Так вот, Сергея Геру он называл прекрасным аранжировщиком, а Ростислава Домишевкого восхвалял за очень крутые и глубокие текста.

Лично я до последнего мечтал, что ребята вновь найдут общий язык и напишут вместе хотя бы парочку новых композиций. Ведь больше всего мне импонирует именно период группы с Роем и Шурой.

После ухода Андрея с жизни между ними и родителями Кузьмы остались непростые отношения. Однако я ни в коем случае не лезу в них. Хочу лишь сказать, что надеюсь когда-нибудь пожать руку этим ребятам и просто искренне поблагодарить за их вклад в творчество группы.

Кстати, Кузьма не раз сам признавал, что его решение отлучить их от работы в Скрябине было импульсивно и на самом деле главного виновника проблем он как-то увидел в зеркале. Однако, как я понял, тогда уже вернуть ту банду было слишком поздно.

Фанаты называют первый период группы “старым” или “классическим”. Тогда в звучании преобладали синтпоп, новая волна, техно и другая экспериментальная электроника. Ну а слова песен и вовсе жили как отдельный мир. Да, далеко не каждый слушатель улавливал суть. Но в этом и был весь кайф.

Первой полноформатной работой стал альбом “Чуєш біль” (1989), однако до официального выпуска дело не дойшло. Дальше следовали:

  • “Мова риб” (1992, переиздан в 1997) – атмосферное звучание и философские текста (впрочем, как и у большинства песен “классического” периода группы);
  • “Технофайт” (1993, переиздан в 1999) – многострадальный альбом, который хоть и был написан ещё в 1993 году, но в хорошем качестве добрался до слушателей лишь в конце девяностых;
  • “Птахи” (1995) – первый масштабный успех, после которого о коллективе заговорила вся страна;
  • “Казки” (1997) – золото “классического” Скрябина;
  • “Еутерпа” (1999) – экспериментальный проект, в котором Кузьма с друзьями сделали своеобразный микс из фольклора и современной музыки.

Все они стали первыми по-настоящему качественными релизами среди украинских музыкантов. Ну а “Танець пінгвіна” (1998) утвердил коллектив как один из лучших в Украине.

“Хробак” (1999) вообще навсегда останется для меня самой образцовой работой украинской электронной сцены и не только. Я бы сравнил его с “Dark Side of the Moon” от Pink Floyd. Там каждая композиция плавно переливается в следующую и благодаря этому весь лонгплей слушается на одном дыхании.

А текста… Они шикарны. Это говорю вам я – человек, который терпеть не может депрессивность и уныние. “Хробак”, на первый взгляд, может подпадать под такие же характеристики. Однако на самом деле там лежит интеллектуальное разочарование автора от жестокой несправедливости реальности. Нужно уметь различать подобные моменты.

К сожалению, уловить то великолепие смогли лишь единицы. Альбом не достиг и сотой части того признания, что заслуживал на самом деле. Последним глотком “Старого Скрябина” стал альбом “Стриптиз” (2001). В нём были собраны неизданные ранее песни. Некоторые из них ждали своего часа около десяти лет.

Кроме упомянутых альбомов, также заслуживают внимания и клипы. Особенно мне нравятся “Train”, “Той прикрий світ”, “Казки” и “Танець пінгвіна”. Круто опять выделился весь альбом “Хробак”, поскольку на него было снят чуть ли не полноформатный фильм. Уверен, был бы у ребят нормальный бюджет, то у них получилась бы картина не ниже уровня “Interstella 5555” от Daft Punk.

Отдельно хочется рассказать о первых шагах Кузьмы в группе и реакцию его мамы и папы на это. Так вот, пробиваться на музыкальный Олимп пришлось параллельно с учёбой на стоматолога. Ведь родители считали именно эту сферу лучшей для своего единственного чада. Прям как и мои, когда я начал писать свои собственные композиции, при этом учась на финансиста.

Однако меня жизнь помотала и пришлось в будущем осваивать всё новые и новые направления. Так случилось и с Андреем, когда из музыканта он превратился ещё и в шоумена, писателя, ведущего, продюсера, актёра… Всего и не перечислить.

Ни в коем случае не сравниваю себя со своим единственным кумиром. Однако иногда некоторые люди упрекают меня за универсальность. Мол, либо ты хорош в чем-то одном, либо плох во всём. Причем распространяют они данное правило на всех. Это осуждение происходит то ли из-за их собственной недалёкости, то ли из зависти, что сами так не могут.

А теперь посмотрите на Кузьму. Без сомнения, он один из самых талантливых и умных украинцев за последние несколько десятков лет. Но практически никогда он не был исполнителем узкого профиля. И мне кажется, что именно благодаря многогранности своей натуры он добился таких высот.

Впрочем, в начале девяностых никто не мог сказать родителям Андрея, что его ждёт такое великое будущее. Поэтому был составлен договор. Если группа Скрябин заслуживает призовое место на фестивале “Червона рута” – родители дают добро на увлечение сына. Если нет – белый халат и кабинет уже ждут.

В итоге музыканты приехали с серебром. А Кузьма, по его словам, торжественно прибил молотком свой диплом стоматолога родителям над кроватью. Насколько это правда – констатировать не буду. Однако у меня было аналогичное желание касательно своего диплома магистра.

Нулевые

Вполне логично будет начать рассказ о жизни Кузьмы в новом тысячелетии с того, что он кардинально изменил стиль своей группы и собрал новый состав. Вместе они проработали более десяти лет. Коллектив выглядел следующим образом:

  • Андрей “Кузьменко” Кузьменко – вокал, клавиши, текст, музыка;
  • Костянтин “Вождь” Сухоносов – клавиши, аранжировка;
  • Вадим Колисниченко – барабаны;
  • Костянтин Глитин – бас-гитара;
  • Алексей Зволинский – гитара;
  • Ольга Лизгунова – бэк-вокал (присоединилась в 2010 году).

Звучание группы отошло от электроники и приблизилось к поп-року. Текста стали существенно проще и понятнее, однако не утратили ту самую глубину, которой были пропитаны ранние вещи.

Это звучание фанаты называют “новым” или “современным” Скрябиным. Первым альбомом в таком стиле оказалась “Модна країна” (2000). Далее последовали:

  • “Озимі люди” (2002) – интересный материал, где душевная лирика переплетается с довольно простенькими гитарными аккордами;
  • “Натура” (2003) – окончательно ознаменовал об успехе новой ветви звучания группы;
  • “Танго” (2005) – сильнейший альбом, множество композиций из которого были своеобразными выводами из жизни Андрея после событий Оранжевой революции.

На последнем альбоме хотел бы остановиться детальнее. Дело в том, что Кузьменко был поставлен перед фактом – либо он едет в тур за кандидата Януковича, либо его снимают со всего медиапространства и он умирает как профессионал.

Эпохальная “Люди як кораблі” была написана в качестве ответа тем, кто обливал грязью Андрея во время Майдана. Более того, неизвестные подожгли дом его родителям.

“Хтось не доплив, бо йому помогли
Набрати повні трюми води.
Бо стати героями тої війни
Дуже хотіли вони…”

Скрябін “Люди як кораблі”

Как сказал позже Кузьма, для него Ющенко ещё больший предатель, чем Янукович. Ведь ему поверил народ (в отличии от последнего). А то, что он впоследствии сделал – Скрябин описал в песне “Кинули”. Она вошла в альбом “Моя еволюція” (2009), где в Кузьме переключаются между собой бунтарь и романтик. Однако всё время на месте остаётся мудрый мужчина.

Немного вернусь к событиям Оранжевой революции. Уверен, что найдутся люди, которые вместе тем, как во время майдана палить чучела Андрея – после гибели преподносили его к героям страны.

Эта история чем-то схожа с некоторыми сегодняшними видами предпринимателей. Они делают это, потому что так модно. Были бы сейчас времена зари СССР – с таким же энтузиазмом они расстреливали бы “куркулей”.

“Мене нервують люди ті, шо думають мало” – как поётся в песне “Танець Пінгвіна”. Думают-то они мало, но их, к сожалению, много. Да, друзья. Таковы реалии. Всегда будет существовать та легкоманипулируемая часть, из-за которой мыслящим людям приходится нелегко. Однако нам не привыкать, правда?

Поэтому, если вы сейчас ищете своё место в жизни, рекомендую ознакомиться с моей книгой “Как монетизировать своё хобби”. Она находится на сайте проекта Smart2000s в разделе Smart Books.

Между ранее упомянутыми “Танго” (2005) и “Моя еволюція” (2009) вышло ещё два интересных лонгплея. Это “Гламур” (2006) и “Про любов?” (2007). Обе работы выдержаны в схожем стиле как текстов, так и звучания. Андрей стебёт пафос и тупость шоу-бизнеса, однако и не забывает при этом писать о вечной теме любви.

Отдельным особняком для Кузьмы стоят передачи нулевых под названием “Шанс” и “Шейканемо”. Благодаря появлению на экране в качестве ведущего, Андрей существенно повысил свою узнаваемость в простом народе.

Вспоминая день после выхода в эфир первой серии “Шанса”, он отметил интересный момент. Кузьма зашел в торговый центр, его увидела бабушка и тыкая пальцем в него прокричала:”Это же этот!… Это же этот!… Витя Павлик!”.

В 2006 году вышла та самая книга “Я, Победа и Берлин”, которую я нёс Скрябину на подпись. Это ярчайшее чтиво, наполненное курьёзными приключениями, что пережил Кузьма в начале девяностых.

Вдобавок прикреплена история, которая приснилась Андрею во сне. Из неё и получилось “Місто, в якому не ходять гроші”. Данный материал является полной противоположностью первой истории. Здесь всё очень мрачно и витает атмосфера тотальной безнадёги.

Жизнь после нулевых

В 2010-х Кузьма продолжал радовать поклонников своим творчеством. Несколько лет готовилась книга “Я, Паштет і армія”. Кстати, Андрей её презентовал в один день со своим последним альбомом. Именно этими событиями запомнится в истории 4 апреля 2014 года.

На пресс-конференции, о которой я уже упоминал ранее, мне даже удалось подкинуть идею Скрябину. Кузьме она даже понравилась. Однако, к сожалению, на тот момент реализовывать её уже было поздно.

Дело в том, что я порекомендовал вставить в будущую работу ещё историю под названием “Я, Шонік і Шпіцберген”. И провёл аналогию с книгой “Я, Побєда і Берлін”, где дополнительно присутствовала “Місто, в якому не ходять гроші”.

Впрочем, ни один из материалов Андрея Викторовича не затерялся и каждый нашел своего благодарного читателя. Буду искренне рад, если их прибавится ещё больше после моего сегодняшнего рассказа.

Кроме писательских трудов, в новом десятилетии свет увидели ещё три музыкальных альбома:

  • “Радіо Любов” (2012) – первый альбом из “нового этапа”, в котором отчётливо слышны нотки синтпопа. Лично я воспринимаю данную работу как возвращение к истокам в плане звучания, однако с сохранённой простотой текстов “современного” Скрябина;
  • “Добряк” (2013) – многие ошибочно полагают, что Андрей Викторович назвал альбом в честь себя. На самом же деле Кузьма не раз опровергал подобную информацию;
  • “25” (2014) – последний альбом при жизни Андрея, в котором присутствует песня с названием “Дякую Люди”. Кузьма словно что-то предвкушал…

Отдельно я уже упоминал о концерте Кузьмы на его день рождения в 2013 году, поэтому повторятся не стану. Зато с удовольствием расскажу вам о крутейшем выступлении в опере во Львове, которое произошло одного прекрасного дня 2011-го. Группа Скрябин играла вместе с симфоническим оркестром. Это было непередаваемо даже на записи.

Кто будет смотреть его – обратите внимание, как игривое настроение Кузьмы меняется сразу же на вступлении в песне “Люди, як кораблі”. Выйдя на сцену, Андрей шутя даёт отсылку к песне Iron Maiden “Phantom of the Opera”. Да, вот такой самоироничный он был. И, должен заметить, что это качество истинно сильных личностей.

Между прочем, так и я определяю людей на “биологический ранг”. Ведь можно иметь миллионы, но истинное содержание человека не скроешь. Однако вернёмся к выступлению.

Как видите, друзья, эта песня по-настоящему особенная для Андрея. В моменте он становится серьёзен, задумчив и словно уплывает в своём сознании к его собственной атмосфере того музыкального шедевра. Хоть я успел побывать на выступлении Скрябина на десятке площадок, однако всё равно очень жалею о том, что не был именно в тот день в зале.

Кстати говоря, раз пошла такая тема, то расскажу историю своих походов на концерты группы. Впервые живьём я услышал Кузьму на день рождения моего родного города. Тогда ему исполнялось 564 года. До сих пор помню, как в кульминации одной из песен Андрей ещё больше зажег и так уже горячую публику фразой:”Який там Київ… Ланівці столиця України!”.

Да, с чувством юмора у Кузьмы всё было отлично. А проходил движ на центральной площади (как и принято везде отмечать день города). Кстати, студия, в которой я записывал раньше свои видео, находится буквально в полсотни шагов от той точки, с которой давал концерт Кузьма.


Маленькое отступление о том, что настоящих талантов чтят по достоинству у нас лишь после смерти. Наверное, имя Иван Марчук сейчас мало кому хоть что-нибудь скажет, если не задать соответствующий запрос в поисковой системе. А этот уроженец моей малой Родины является единственным украинцем, включенным знаменитой британской газетой The Daily Telegraph в список ста гениев современности.

То есть вы уже понимаете масштаб личности. Верно, друзья? А на Украине с творчеством этого великого художника знакомы намного меньше, чем за рубежом. Что же, пожелаю Ивану Степановичу крепкого здравия и застать таки заслуженной славы на родине.


А мы продолжим. В следующий раз я увидел Кузьму почти ровно через пять лет в Луцке, в начале августа 2013-го. Именно там Андрей оставил свой автограф на моём телефоне. А две недели спустя мне посчастливилось побывать на лучшем концерте в моей жизни. По крайней мере, на данный момент именно таковым я считаю выступление Скрябина на его 45-летие.

После этого в конце сентября я специально проехал полтысячи километров с Киева (где я в то время учился), чтобы побывать на стадионном концерте Андрея в Ивано-Франковске. Помню, приехал ранним утром и до вечера куковал на вокзале в кафе, поскольку весь день шёл дождь. Поэтому идея прогуляться славным городом свелась на нет.

На стадионе всё прошло прекрасно. Я даже успел большую половину песен заснять на камеру. Благодаря этому сегодня в моей личной коллекции хранится особенный для меня видеоматериал. Иногда включаю его и сразу же мыслями телепортируюсь в тот вечер. Такой вот интимный момент, если позволите выразиться подобным образом.

Далее идут два ноябрьские концерты в Киеве. Первый – где Лобода, на свою голову, позволила себе сказануть ту самую фразу. Второй – где мы познакомились с Андреем.

В новом году был подаренный мне Кузьмой билет на концерт-премьеру его последнего альбома, где я с удовольствием побывал. Ну и в последний раз мы увиделись летом того же 2014-го на фестивале Zaxid.

Жизнь моего единственного кумира оборвалась 2 февраля 2015 года. Утром Андрей Викторович возвращался в столицу с концерта на Юге страны. Не справившись с управлением, он врезался в молоковоз и ушел из жизни на месте.

Интересно, что песня “Кінець фільму” была написана в 2014 году. Однако Скрябин выпустил её лишь в начале 2015-го, за несколько дней до аварии.


После знакомства с Кузьмой я начал по-новому смотреть на мир. В последние же года этот фактор ещё больше усилился. Часто, когда я нахожусь в сложной или просто неприятной ситуации, стараюсь мыслить как Андрей. Представляю, что бы он сделал на моём месте. Так сложное становится понятным, а неприятное – поучительным и смешным.

Недавно, в знак моей памяти о Кузьме, я создал холст. Особенно мне нравится, как в тему вышло заместить цитату из припева песни “Танец пингвина”. Дело в том, что в той кафешке мы сфотографировались с солнцем на заднем фоне и оно слово обволакивает стены.

Я решил нарисовать буквы в форме лучей небесного светила слова “Я там, де сонце на стінах”. И на общем фоне красиво вышло, словно именно то нарисованное солнце осветляет нас и всё помещение.

Холст, посвященный Кузьме

Сейчас он висит в моей комнате. Напоследок хочу процитировать слова, которые выбиты на нём. Виденье времени Андреем словно отдельной материи было особенным. Думаю, он улыбнётся, когда услышит мои слова:

“Привет. На дворе 2018 год и в нас обоих юбилей. Тебе должно быть 50, а мне исполнилось 25… Именно в этом возрасте ты пережил приключения из своей первой книги. Именно в на своё 25-летие я опубликовал собственную. Именно такая разница в возрасте между нами. Именно такое название носит твой последний альбом. Именно на нём моя фотография с того периода, когда мы познакомились.

Однажды ты назвал меня братиком. Я тоже считаю тебя братом. Старшим братом, который научил меня жить по-настоящему и я этого никогда не забуду – где бы меня не занесло в будущем, кем бы я не стал.

Знаешь, вокруг расцветает всё то, против чего ты так яро боролся: пафос, высокомерие, тупость и рагулизм. Но те зерна мудрости, которые ты посеял, я заберу с собой. Они прорастут и зацветут с особенной силой. Обещаю”


Плейлисты

И маленький бонус от меня – плейлисты по настроению песен. Приятного прослушивания!

Скрябин: Мудрый

Дякую Люди
Мам
Якби я знав
Люди як кораблі
Еволюція
Сам Собі Країна
Не треба
Зламані крила
Театр
Телефони
Я добрий
Соло
Любити-Платити
Добряк
Мудрий бо німий
Танго
Шукав свій дім
Машина часу
Вам з неба не видно
Чорнобиль форева

Скрябин: Весёлый

Кольорова
Бультер’єр
Маршрутка
Мумітроль
Джапан ТіВі
Відстань
Дівчина кончіта
Говорили і курили
Нема дурних
Шмата
Наші
Don’t worry
Хлопці олігархи
Модна країна
Не даєш
Гламур
Негри люблять молоко
Побєда
Глобус
Порш пана мера

Скрябин: Бунтарь

Кинули!
Руїна
Вазелін
Злий
Годинник
Тепла зима
Усталі
Інфляція. Дурдом
Нам казали
Загублені діти

Скрябин: Романтичный

Радіо Любов
Мовчати
Медляк
Хочу стати твоїми духами
Протилежні
Спи собі сама
Амнезія
Квінти
Тримай її за руку

Скрябин: Ностальгия

Місця щасливих людей
Лист до друга
Пусти мене
Старі Фотографії
Шкільна любов
Нікому то не треба
Бути маленьким
Вибач
Діти
Сінтіпоп

Автор материала

Богдан Довгалюк - основатель проекта Smart2000s